>
Ю.Т. Евтушенко Практический курс игры на гуслях звончатых М., «Музыка», 1989. 118 с., ил. ОТ АВТОРА Гусельные «словесы» легендарного Бояна в «Слове о полку Игореве». Гусли звончатые, яровчатые народного эпоса, былинных гусляров Садко и Добрыни Никитича, Ставра Годиновича и Соловья Будимировича. Гусли-самогуды не продажные, и заветные русских народных сказок. Гусли наидревнейшей фрески XI века Софийского собора в Киеве. Гусли из раскопок Древнего Новгорода XI-XII веков. Гусли на браслете из клада Старой Рязани XII-XIII веков. Гусли древнерусских книжных миниатюр XIV-XVI веков. И гусли, которые вы сейчас держите в руках, – братья. Еще мгновение, и вы услышите то самое «гудение струнное», от которого и пошло название гуслей. Это «гудение струнное» издавна у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Орфей звуками кифары очаровал бога подземного царства Аида, Вяйнямёйнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией, а Садко своими гуслями усмирил морского царя. И в пословицах говорится: «Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют». Прикоснитесь к струнам, и вы убедитесь, что это действительно так: они заиграют сами. Гусли помогут Вам выразить все, как в былине говорится: Заиграл Добрыня по-уныльному,
По-уныльному, по-умильному... Заиграл Добрыня по-веселому. Тот же Добрыня Никитич еще и «выигрывает» свои «похождения», то есть сказывает под аккомпанемент гуслей. Еще в древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив. Правда, одно время казалось, что гусельной игры уже не существует в живом бытовании. «Ныне гусли в руках русского народа представляют весьма редкое, исключительное явление»*, – писал в 1890 году известный фольклорист и историк музыки А.С. Фаминцын, автор книги о русских гуслях. Но вот прошло почти столетие и фольклорные экспедиции Ленинградской консерватории под руководством А. М. Мехнецова в 1981-1987 годах записали в Псковской области более восьмисот гусельных наигрышей от пятидесяти гусляров – наших современников. В 1985 году вышла пластинка «Псковские гусли» с записями замечательного псковского гусляра И. И. Михайлова, в 1987 году комплект из двух пластинок «Гуди гораздо» с наигрышами гусляров Т.И. Баранова и Т.Т. Тимофеева. Так что гусельная игра сохранилась, этот древнейший, реликтовый вид народной музыкальной культуры можно услышать в живом бытовании. Прежде чем взять в руки гусли звончатые, внимательно вслушайтесь в народные гусельные наигрыши. Глубоко убежден, что именно с гуслей должно начинаться постижение народной инструментальной музыкальной культуры, музыкальное воспитание. Вот и в данном случае важно, чтобы вы научились не просто бряцать на некоем музыкальном инструменте, а именно на гуслях. На инструменте, который сам по себе является одной из форм национального музыкального мышления, закрепленной и в музыке, и в литературе, и в изобразительном искусстве. Практический курс состоит из нескольких разделов. К изучению каждого нужно отнестись с одинаковым усердием, так как они дополняют друг друга. Нотное приложение рассчитано на практическое закрепление пройденного материала. Некоторые пьесы могут быть использованы как концертный репертуар. * Фаминцын А.С. Гусли – русский народный музыкальный инструмент. Спб., 1890. С. 75. ОГЛАВЛЕНИЕ (текст в PDF, 121 Кб) РАЗДЕЛ I, с.1-4 (изображение в PDF, 1705 КБ) РАЗДЕЛ II, с.1-2 (изображение в PDF, 711 Кб) КАК КУПИТЬ УЧЕБНИК
|
Гусляры России – «Гимн гусляров», 2003 Ю.Евтушенко Практический курс игры на гуслях звончатых М., «Музыка», 1989 Теперь можно заказать на сайте! Подробнее… |
|