MINISTRY OF CULTURE – MOSCOW REGION
Guslyary Rossii
The Psaltery Players of Russia - performance

T. Yevtushenko

Practical course of the game using the harp

M., "Music", 1989. 118 p., ill.



FROM THE AUTHOR

Gusli "words" legendary Bojana in "the Word about Igor's regiment". The psaltery is using, Araucaria national epic, the epic of gusla players Sadko and Dobrynya Nikitich, Stavr of Radinovich and the Nightingale Budimirovic. Psaltery self-buzzing not selling, and cherished Russian folk tales. Ancient psaltery XI century frescoes of St. Sophia Cathedral in Kiev. Harp from the excavations of the Ancient Novgorod XI-XII centuries. Harp on bracelet from the treasure of Old Ryazan XII-XIII centuries. Ancient psaltery portrait miniatures of XIV-XVI centuries. And the harp, which you now hold in your hands, brothers. Another moment and you will hear the same "string buzz" from which came the name of the psaltery. This "string buzz" from time immemorial in many Nations were regarded as prophetic, can work wonders. Orpheus sounds cithara charmed the God of the underworld Hades, väinämöinen singing and playing the Kantele was ruled by natural elements, and Sadko his harp calmed the sea king. And in Proverbs it says: "Gusli self-buzzing: infest themselves, do play, do dance, sing songs".

Touch the strings, and you will see that this is true: they will play themselves.

Harp will help You Express everything in the epic says:

Played Dobrynya is uniloa,
In uniloa, sweetly...

Played Dobrynya fun.

The same Nikitich and still "wins" their "adventures", that is told to the accompaniment of the harp.

Even in ancient times there were three main types of gusli game: the performance of lyrical melodies, mostly in song, dance tunes and music and poetry recitals. However, at one time it seemed that the facts of the game no longer exists in a living existence. "Now the harp in the hands of the Russian people are very rare, exceptional phenomenon"* wrote in 1890, the famous folklorist and historian of music A. S. Famintsyn, the author of the book about Russian gusli. But it took almost a century and a folklore expedition Leningrad Conservatory under the direction of A. M. Machacova in 1981-1987 recorded in the Pskov region, more than eight hundred of gusli tunes from fifty of gusla players - our contemporaries. In 1985 he released the album "Pskov harp" with remarkable records of Pskov minstrel I. Mikhailova, in 1987 a set of two plates goody much" with the tunes of gusla players of T. I. Baranov and T. T. Timofeeva. So gusli the game is preserved, this ancient, relict species of the folk music culture can be heard in the living existence. Before you take up the harp is using, listen carefully to people's gusli tunes.

Deeply convinced that with the psaltery must begin the attainment of instrumental folk music culture, musical upbringing. In this case, it is important that you learn not just to rattle on some musical instrument, the harp. The instrument, which in itself is a form of national musical thinking embodied in music, in literature, and in art.

Practical course consists of several sections. For each study should be treated with the same diligence as they complement each other.

Music notation app is designed for practical understood the material. Some pieces can be used as a concert repertoire.


* A. S. famintsyn Harp - Russian folk musical instrument. SPb., 1890. P. 75.



ОГЛАВЛЕНИЕ (текст в PDF, 121 Кб)

РАЗДЕЛ I, с.1-4 (изображение в PDF, 1705 КБ)

РАЗДЕЛ II, с.1-2 (изображение в PDF, 711 Кб)





HOW TO BUY A TEXTBOOK

  1. In Moscow - in stores:
    • "Notes" - Tverskoy Boulevard 9. Tel: (495) 202-09-13.
      Hours: 10-20 on weekdays, on Saturdays to 19, without a break, Sunday. - closed.
    • "Luthier" (ex. "Summer garden") - B. Nikitskaya, 46. Tel: (495) 290-06-88.
      Working hours: 9-21, no weekends.
  2. The textbook can be ordered cash on delivery with postal delivery to any region of Russia. The cost of a textbook - 350 + postage (depends on region).

    You can order the tutorial right now by filling out the form:

    Surname, name, patronymic *
    Your e-mail *
    The number of instances of publication (if more than 1)
    Your postal address and postal code *
    Please enter the code word

Rambler's Top100          Рейтинг@Mail.ru    Находится в каталоге Апорт

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГУСЛЯРЫ РОССИИ
ГУСЛЯРЫ РОССИИ - выступление оркестра

Ю.Т. Евтушенко

Практический курс игры на гуслях звончатых

М., «Музыка», 1989. 118 с., ил. 



ОТ АВТОРА

Гусельные «словесы» легендарного Бояна в «Слове о полку Игореве». Гусли звончатые, яровчатые народного эпоса, былинных гусляров Садко и Добрыни Никитича, Ставра Годиновича и Соловья Будимировича. Гусли-самогуды не продажные, и заветные русских народных сказок. Гусли наидревнейшей фрески XI века Софийского собора в Киеве. Гусли из раскопок Древнего Новгорода XI-XII веков. Гусли на браслете из клада Старой Рязани XII-XIII веков. Гусли древнерусских книжных миниатюр XIV-XVI веков. И гусли, которые вы сейчас держите в руках, – братья. Еще мгновение, и вы услышите то самое «гудение струнное», от которого и пошло название гуслей. Это «гудение струнное» издавна у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Орфей звуками кифары очаровал бога подземного царства Аида, Вяйнямёйнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией, а Садко своими гуслями усмирил морского царя. И в пословицах говорится: «Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют».

Прикоснитесь к струнам, и вы убедитесь, что это действительно так: они заиграют сами.

Гусли помогут Вам выразить все, как в былине говорится:

Заиграл Добрыня по-уныльному, 
По-уныльному, по-умильному...

Заиграл Добрыня по-веселому.

Тот же Добрыня Никитич еще и «выигрывает» свои «похождения», то есть сказывает под аккомпанемент гуслей.

Еще в древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив. Правда, одно время казалось, что гусельной игры уже не существует в живом бытовании. «Ныне гусли в руках русского народа представляют весьма редкое, исключительное явление»*, – писал в 1890 году известный фольклорист и историк музыки А.С. Фаминцын, автор книги о русских гуслях. Но вот прошло почти столетие и фольклорные экспедиции Ленинградской консерватории под руководством А. М. Мехнецова в 1981-1987 годах записали в Псковской области более восьмисот гусельных наигрышей от пятидесяти гусляров – наших современников. В 1985 году вышла пластинка «Псковские гусли» с записями замечательного псковского гусляра И. И. Михайлова, в 1987 году комплект из двух пластинок «Гуди гораздо» с наигрышами гусляров Т.И. Баранова и Т.Т. Тимофеева. Так что гусельная игра сохранилась, этот древнейший, реликтовый вид народной музыкальной культуры можно услышать в живом бытовании. Прежде чем взять в руки гусли звончатые, внимательно вслушайтесь в народные гусельные наигрыши.

Глубоко убежден, что именно с гуслей должно начинаться постижение народной инструментальной музыкальной культуры, музыкальное воспитание. Вот и в данном случае важно, чтобы вы научились не просто бряцать на некоем музыкальном инструменте, а именно на гуслях. На инструменте, который сам по себе является одной из форм национального музыкального мышления, закрепленной и в музыке, и в литературе, и в изобразительном искусстве.

Практический курс состоит из нескольких разделов. К изучению каждого нужно отнестись с одинаковым усердием, так как они дополняют друг друга.

Нотное приложение рассчитано на практическое закрепление пройденного материала. Некоторые пьесы могут быть использованы как концертный репертуар.


* Фаминцын А.С. Гусли – русский народный музыкальный инструмент. Спб., 1890. С. 75. 



ОГЛАВЛЕНИЕ (текст в PDF, 121 Кб)

РАЗДЕЛ I, с.1-4 (изображение в PDF, 1705 КБ)

РАЗДЕЛ II, с.1-2 (изображение в PDF, 711 Кб)





КАК КУПИТЬ УЧЕБНИК

  1. В Москве – в магазинах:
    • «Ноты» – Тверской бульвар д.9. Тел. (495) 202-09-13.
      Часы работы: 10-20 в будни, по субботам до 19, без перерыва, воскр. – выходной.
    • «Лютье» (бывш. «Летний сад») – Б.Никитская, д.46. Тел. (495) 290-06-88.
      Часы работы: 9-21, без выходных.
  2. Учебник можно заказать наложенным платежом с почтовой доставкой в любой регион России. Стоимость учебника – 350 руб. + стоимость почтовых услуг (зависит от региона).

    Вы можете заказать учебник прямо сейчас, заполнив форму:

    Фамилия, имя, отчество *
    Ваш e-mail *
    Количество экземпляров издания (если больше 1)
    Ваш почтовый адрес с индексом *
    Введите пожалуйста кодовое слово

Гусляры России –
Нежное созвучие…
Гусляры России –
Серебро певучее…

Льется ваша музыка,
Как в России реки.
Гусли древнерусские
в XXI веке!

Г.Звенигородский,
«Гимн гусляров», 2003
Ю.Евтушенко. Практический курс игры на гуслях звончатых. Обложка учебника
Ю.Евтушенко Практический курс игры на гуслях звончатых
М., «Музыка», 1989
Теперь можно заказать на сайте!
Подробнее…
Rambler's Top100          Рейтинг@Mail.ru    Находится в каталоге Апорт